Из опыта работы по наставничеству Савинова С.Н.

 «Сварочные технологии» одна из первых компетенций, с которой наш колледж влился в популярное движение «Молодые профессионалы» в 2012 году. За это время было подготовлено 7 конкурсантов на базе ресурсного центра «Профессионал» по стандартам Ворлдскилс,  где я выступал в качестве наставника. В мои задачи входила передача знаний, умений, навыков по трем способам сварки: ручная дуговая сварка плавящимся электродом, частично механизированная сварка в среде защитных газов и аргонодуговая сварка цветных и черных металлов.

Все эти три способа имеют абсолютно разную технику исполнения, и научиться варить одинаково хорошо всеми тремя способами за несколько месяцев подготовки - задача трудновыполнимая. Техника сварки на одном способе не пригодится сварщику на другом, и напротив, - будет препятствовать ее освоению. Для наглядности уместно будет привести следующую аналогию – представьте себе музыканта, который учится играть одновременно на трех различных инструментах: на гитаре, баяне и трубе. Музыка может быть одна, а вот способ и техника извлечения звуков - разные. Алгоритм подготовки  сварщика вытекает из структуры конкурсного задания и регламента проведения   чемпионата.

Конкурсное задание состоит из 7 модулей:

1. Контрольные образцы  РДС

2. Контрольные образцы  МИГ/МАГ

3. Сосуд под давлением. РДС

4. Сосуд под давлением. МИГ/МАГ

5. Контрольные образцы  АД (алюминий)

6. Контрольные образцы  АД (нержавеющая сталь)

7. Замкнутая конструкция  АД (сталь).

 Всю подготовку можно разделить на 3 основных этапа:

1. Выбор кандидата

2. Работа с модулями  конкурсного задания

3. Психологическая подготовка.

Первый этап. Отбор кандидатов

Главный критерий при отборе кандидата - мотивация на заданный вид деятельности, а не  победа. Побеждать хотят все, а вот варить по 8 часов в день далеко не всем нравится. Двух недель тестовых занятий достаточно, чтобы понять, насколько кандидат соответствует этому критерию. В итоге остаются два наиболее мотивированных и способных кандидата. Отобранных участников переводим на индивидуальный план обучения на все время подготовки. При таком подходе расходы на подготовку удваиваются, зато шансы на победу увеличиваются - конкуренция между кандидатами не дает расслабиться ни одному из них. За месяц до начала соревнований на тестовом отборе определяется основной участник, другой уходит в запас.

Второй этап. Работа с модулями.   

По заранее разработанной схеме подготовки наставник начинает формировать у конкурсантов необходимые навыки по выполнению конкурсного задания, невзирая на систематический дефицит металла, сварочных материалов и проблем с оборудованием. На этом этапе важно научить молодых сварщиков качественно зачищать металл, пользоваться мерительным инструментом, читать чертежи, самостоятельно выполнять базовые упражнения по технике сварки различными способами в различных пространственных положениях, самостоятельно находить и исправлять дефектные участки сварных швов, хорошо знать технику безопасности работы с электрооборудованием.

По мере того как конкурсант  осваивает базовые упражнения, доля самостоятельных занятий увеличивается и контроль становится периодическим. В конце каждого дня конкурсант вместе с наставником анализирует весь выполненный объем заданий и ставит задачи на следующий день. Рабочая неделя заканчивается тестированием по модулям, которое максимально приближено к условиям соревнований. Контрольные образцы по итогам тестирования сохраняются для  последующего наглядного определения динамики роста конкурсанта. Кроме того, во время подготовки конкурсант должен уделять большое внимание так называемому «таймингу» - умению распределять время на выполнение заданий модулей, связанных с ними ручных операций, выстраивать оптимальный  алгоритм и контролировать общее время КЗ.

Третий этап. Психологическая подготовка

Известно, что хорошо подготовленный к соревнованиям конкурсант не всегда становится победителем. Причина тому - индивидуальные психологические особенности личности. На заключительном этапе подготовки  важно проводить психологические тренинги с моделированием различных ситуаций, которые могут возникнуть на соревнованиях. Основная  цель такой подготовки - настроить конкурсанта на успешное выступление, научить его подавлять волнение и внутреннее напряжение, концентрироваться на задании,  не торопиться, спокойно реализовывать приобретенные навыки. Здесь любая ошибка может стать роковой и стоить победы. Для этого в последние дни перед чемпионатом  необходимо создавать обстановку максимально приближенную к реальным соревнованиям, насколько это позволяют материальные ресурсы.

46b303b0-85f8-43ab-939b-4566085563d3.jpgIMG_7130.jpg